3 факта о малом и среднем бизнесе в Украине

Новини Асоціації

25 января 2017

3 факта о малом и среднем бизнесе в Украине

Не секрет, что малый и средний бизнес – это залог экономического успеха любого государства. К сожалению, сегодня малый и средний бизнес в Украине переживает далеко не лучшие времена. Почему же малый и средний бизнес – это фундамент, на котором Украина может создать сильную и стабильную экономическую систему, какие риски подстерегают представителей МСБ Украины и каким образом их можно минимизировать, рассказывает Александр Чумак, президент «Ассоциации частных работодателей». 1. Небольшие компании – главный налогоплательщик страны Исследование*, проведенное Торгово-промышленной палатой Украины, результаты которого были представлены в конце 2015 года на Втором конгрессе украинского бизнеса свидетельствуют о том, что МСБ в Украине стабильно формируют более 70% налоговых поступлений в Сведенный бюджет Украины и более 60% поступлений налога на добавленную стоимость. Исходя из этих данных, получается, что наполнение бюджета очень сильно зависит от малого и среднего бизнеса. Если на 70% бюджет наполняется благодаря МСБ, то чем увереннее будет чувствовать себя МСБ, тем больше и регулярнее будет эта часть поступлений. Чем еще опасно повышение налогов для МСБ? Тем, что у МСБ возрастают административные расходы на подачу отчетности, оформление необходимых разрешительных документов. Например, зачастую предприниматель не имеет своего штатного бухгалтера, поэтому ему приходится заказывать данную услугу на аутсорсе. Данная административная нагрузка у малого бизнеса получается очень большой. При оборотах в 250-300 тыс. в год это больше 8%, плюс налог. Получается, что для крупного бизнеса эта нагрузка может составлять 0,5-0,3 % в то время как для малого бизнеса она выше. При этом, когда меняется налоговая ставка, крупный бизнес от этого не страдает – ведь административная нагрузка у него почти не меняется. Вот почему вопрос стабильности налоговых ставок и постоянства налоговых правил особенно важен для МСБ. Опыт поддержки МСБ в других странах В Израиле, например, есть специальные программы по кредитованию бизнеса. Стоимость кредитной ставки у них составляет 3,9%. Для сравнения в Украине – 25% и выше. Получается, что, взяв кредит, предприниматель в том же Израиле понимает, что ему не придется платить огромные %-е ставки. Кроме того, там есть государственная программа, которая предполагает, что если у бизнеса дела идут не очень хорошо, то государство выплачивает обязательства банку по кредиту за предпринимателя. Подобные программы существуют во всем мире. Практически во всех странах есть нижний уровень оборота МСБ, с которого не уплачиваются налоги. Исчисляется он очень просто – это себестоимость администрирования налогов такого бизнеса со стороны государства. То есть, если государство тратит, условно, 100 тыс. грн в год на администрирование конкретного сегмента бизнеса, с которого можно собрать 100 тысяч налогов, то изымать с него налоги смысла нет, потому что на администрирование будут потрачены те же деньги. Такая политика позволяет бизнесу, который маленький или только начинает развиваться, в этот период не платить налоги и тем самым более эффективно вкладывать средства в свое развитие. Кроме этого, есть программы, которые предоставляют льготы, например, на уплату налога на прибыль. Например, в Италии выплачивается компенсация налога, который предприниматель платит в фонд оплаты труда. Так, происходит, если нанимается на работу местные жители. К сожалению, в Украине таких программ нет. Есть только программа Центра занятости, которая помогает компенсировать затраты. Но увы, она не настолько всеохватывающая, как в других странах, плюс ставки кредитов, которые существуют у нас не позволяют бизнесу брать деньги для развития. 2. Малый и средний бизнес лидирует по количеству созданных рабочих мест Согласно тому же исследованию, проведенному Торгово-промышленной палатой Украины, МСБ обеспечивает рабочими местами более 80% трудоспособного населения. Естественно, что сокращение МСБ приведет к стремительному уменьшению количества рабочих мест и безработице, а это, в свою очередь, – к повышенным обязательства со стороны государства по отношению кбезработным и повышенной социальной напряженности. Оставшись без работы люди не смогут элементарно выживать, а это влечет за собой как минимум недовольство, как максимум — рост преступности. Поэтому еще раз делаю акцент на том, что стабильность МСБ сильно влияет на благосостояние страны через поступления налогов и количество рабочих мест, что в результате поддерживает покупательскую способность населения на должном уровне. Поэтому во всех цивилизованных странах МСБ имеет серьезную государственную поддержку. 3. Небольшие компании более рентабельны, чем крупные предприятия Благодаря мобильности и адаптивности малого и среднего бизнеса Украина относительно легко пережила экономический кризис 2008 года. А также благодаря тому, что предприятий малого и среднего бизнеса было достаточно много в стране. Крупные предприятия остановились, стали меньше выпускать продукции, в то время как МСБ начал быструю переориентацию в новых условиях. Если раньше предприниматель возил продукцию из Китая, то в ситуации, когда курс доллара значительно подскочил, он стал эту продукцию производить здесь. Именно поэтому важно, чтобы МСБ был здоровым, рентабельным. Помощь ЕБРР украинскому малому и среднему бизнесу Украине поддерживать МСБ активно помогает ЕБРР. Так, в этом году ЕБРР планирует вложить в развитие МСБ Украины 100 млн. евро. Сумма кредита для малого и среднего бизнеса теперь составляет от 1 млн евро. При этом процентная ставка — на уровне 7-8%, не более. Это та ставка, при которой бизнес может смело брать кредиты. Единственный минус — кредит этот в евро, что многих останавливает. В ближайших планах ЕБРР открытие центров развития бизнеса в 15 областях Украины. Это позволит получить экспертную помощь, например, аудит бизнеса, консультацию или привлечение европейских экспертов, у которых большой опыт именно в сфере работы вашего бизнеса. На сегодняшний день, есть множество примеров успешных предприятий, которые уже воспользовались услугами таких консультантов-практиков. В заключение — несколько слов о среднем бизнесе. Сегодня он пока достаточно легко переносит законодательные изменения. Но хотелось предостеречь, что целью всех налоговые изменения есть наполнение бюджета и Пенсионного фонда. Увеличение налоговой нагрузки ведет к сокращению малого бизнеса, его закрытию. Поэтому, когда маленькие «закончатся» придет очередь среднего бизнеса. Так что представители среднего бизнеса не должны расслабляться, а думать о том, как упредить возможные риски уже сейчас и консолидироваться с малым бизнесом. *Исследование проводилось под руководством Дмитрия Ляпина – к.т.н, заслуженный экономист Украины, руководитель управления по вопросам развития малого и среднего бизнеса и дерегуляции ТПП Украины, ст. научный сотрудник Национального института стратегических исследований  

  • Другие Новини Асоціації

    Результатом круглого столу щодо жіночого підприємництва стала Резолюція

    Новини Асоціації

    28 апреля 2024

    Результатом круглого столу щодо жіночого підприємництва стала Резолюція

    Більше 80% фахівців з інвалідністю в Україні не мають роботи

    Новини Асоціації

    23 апреля 2024

    Більше 80% фахівців з інвалідністю в Україні не мають роботи

    КРУГЛИЙ СТІЛ ЩОДО ЖІНОЧОГО ПІДПРИЄМНИЦТВА

    Новини Асоціації

    18 апреля 2024

    КРУГЛИЙ СТІЛ ЩОДО ЖІНОЧОГО ПІДПРИЄМНИЦТВА

    Последние записи блога

    Результатом круглого столу щодо жіночого підприємництва стала Резолюція

    Новини Асоціації

    28 апреля 2024

    Результатом круглого столу щодо жіночого підприємництва стала Резолюція

    Більше 80% фахівців з інвалідністю в Україні не мають роботи

    Новини України

    23 апреля 2024

    Більше 80% фахівців з інвалідністю в Україні не мають роботи

    КРУГЛИЙ СТІЛ ЩОДО ЖІНОЧОГО ПІДПРИЄМНИЦТВА

    Новини Харкова

    18 апреля 2024

    КРУГЛИЙ СТІЛ ЩОДО ЖІНОЧОГО ПІДПРИЄМНИЦТВА

    Ошибка!