Намедни был на встрече харьковских аграриев с министром экономики. Свое выступление Павел Шеремета начал с вопроса: «Как бизнес будет использовать возможности открытия рынка ЕС?». В последующих выступлениях рассказали обо всем: экологическом сборе,дорогих кредитах, необходимости государственной поддержки производителей сахара .Но ответа и собственно предложения начать дискуссию – не было. И это не случайно, потому что этими возможностями (организовать дополнительный экспорт в ЕС) воспользоваться без серьезной и кропотливой работы — невозможно.
Глобально, проблема заключается в том, что все внимание, в том числе и предпринимательского сообщества, сосредоточилось на глобальных аспектах реформ: дерегуляция, борьба с коррупцией и т.п..Но это те вещи ,которые происходят на макро-уровне. Пример с «окном возможностей» в торговле с ЕС показывает, что изменения и трансформации должны происходить и на уровне конкретной компании. По мановению «волшебной палочки»бизнес не сделается «пушистым и прозрачным», а финансовая отчетность не превратится сама по себе в IFRS, маркетинговые усилия не дадут моментального результата.
«Правила игры» украинского бизнеса формировались на цивилизационном сломе эпох, что предопределило их квази-рыночное содержание. Именно по этой причине внутренние институты ,правила и механизмы работы бизнеса стали сочетать в себе взаимоисключающие качества : гибкость и адаптивность и абсолютную системную непрозрачность, интуитивность и отсутствие стратегического видения, внутреннюю потребность в развитии и неразвитые информационные и коммуникационные механизмы. Но если эти противоречивые институты в условиях квази-рыночных отношений были способом выживания, то при переходе к рыночным — они становятся тормозом.
Экономические реформы, направлены на создание адекватных рыночных институтов, создающих новые правила взаимоотношений между государством и бизнесом. Вместе с тем, следует отметить, что из реформаторской деятельности выпал еще один важным момент: понимание того, что эффективность реформ определяется не только макро-факторами, но и тем, как построены и функционируют внутренние институты экономических агентов (компаний, субъектов предпринимательской деятельности) .
Непонимание этих моментов может привести к тому, что украинский бизнес столкнется с новыми вызовами, а сами реформы могут стать в очередной раз нереализованными возможностями. Хотелось бы в очередной раз вспомнить крылатую фразу о «спасении утопающих своими руками», но хочется верить и надеяться, что эту проблему видит и государство, которое на уровне государственной политики, вместе с предпринимательскими общественными организациями могло бы выстроить коммуникации, организовать информационную поддержку и заняться пропагандой «рыночных» способов хозяйствования. Вполне адекватный, для либеральной власти, инструментарий.
Автор: Юрий Костоглодов.
http://blog.liga.net/