Новини України
22 ноября 2024
Форум «Економічне відновлення та розвиток»: ключові пропозиції, сформульовані учасниками
Новини Харкова
9 февраля 2022
С 1 января 2022 года малый бизнес должен был перейти в, так называемую, «белую зону», установив классический кассовый аппарат или новейшее решение — программный РРО. С помощью этого нововведения государство планирует отделить настоящий малый бизнес от среднего и крупного, который «раздробился» на ФЛП, чтобы платить меньше налогов.
Однако, какой-либо объективной необходимости для дополнительного администрирования и контроля микро-предпринимателей, у которых риск нарушения налогового законодательства минимальный, нет. Но ведение кассовых аппаратов, по сути, увеличивает административную нагрузку, которая исчисляется во времени и деньгах, потраченных предпринимателем на то, чтобы исполнять нормы этого закона. А, именно: купить и установить кассовый аппарат, обслуживать его, вести учет, сдавать отчеты. В случае применения этих норм к микробизнесу никаких дополнительных доходов бюджет не получит. Потому что у 2 группы вообще фиксированная ставка налога, и если ты не превышаешь допустимый порог в 5 млн. грн, то в принципе ты больше платить не будешь, даже если у тебя стоит кассовый аппарат.
Если брать кассовый аппарат, как инструмент борьбы с теми, кто злоупотребляет упрощенной системой налогообложения, то стоит сказать, что на мой взгляд особого эффекта это не даст.
Почему? Потому что этот инструмент не имеет предохранителей для борьбы с теми, кто уклоняется от уплаты налогов путем дробления на
ФОПов. Кассовый аппарат просто-напросто контролирует оборот. И любая большая компания, которая имеет магазины и торгует через сеть ФОПов, может обойти эту норму, используя свой бухгалтерский штат и юристов. Они просто будут регистрировать новый ФОП, прогонять через него 5 млн грн. в месяц, и всё.
Что касается борьбы с контрабандой, то контрабанда появляется на границе и то, что ее будут продавать с кассовым аппаратом конечному покупателю, это просто ее легализирует. При этом НДС, который должен появиться при ввозе этого товара при легальной растаможке – не появляется. Поэтому это тоже вопрос очень спорный и без борьбы с самой контрабандой введение кассовых аппаратов микро-бизнесу особого эффекта не даст.
Отмечу, что сами предприниматели, поддерживают необходимость борьбы с теми, кто злоупотребляет упрощенкой, чтоб исключить незаконную конкуренцию. Если ты торгуешь без регистрации (не легально), то в этом случае кассовые аппараты ставить не будешь, ведь ты не субъект хозяйственной деятельности и находишься в более привилегированном положении по отношению к легальному ФОПу. А именно, ты не платишь налоги, не сдаешь отчетность, не подпадаешь под проверки налоговой. И все это происходит потому, что налоговая сегодня не имеет достаточных инструментов для проверки торговцев, не являющихся субъектами хозяйственной деятельности, т.е. не имеющих регистрации.
Поэтому мы, общественные активисты и бизнес-ассоциации выступаем за то, чтобы освободить реальный микро-бизнес от обязательного использования фискальных кассовых аппаратов, а взамен запустить инструмент, который позволит бороться со злоупотреблениями. Тогда это не будет дополнительным аргументом со стороны власти к обычным ФОПам, что кто-то уклоняется. Надо бороться с теми, кто действительно уклоняется, а не со всеми ФОПами.
А пока, чтобы уйти от РРО, предприниматели идут на разные ухищрения. Например,
— ушли до конца января в отпуск, и т.о. месяц можно было не платить единый налог. Если ты не ведешь деятельность, то ты не ставишь кассовый аппарат. Но это не распространяется на тех, у кого есть наемные сотрудники, потому что у кого есть штат, нормы отпуска не применяются.
— уход от налогов путем снятия терминала, якобы для того, чтоб следы о расчетах за товары не проходили через банк, и за это потом не оштрафовали.
— обычное закрытие деятельности. Есть два типа закрытия. Первый – это когда действительно не ведут деятельность, второй – когда переходят на «нелегалку», торгуют, но без государственной регистрации.
— переход с 2-й на 1-ю группу, для которой необязательно применение кассовых аппаратов. Тут есть нюансы – такой переход возможен только за 15 дней до следующего квартала. Но это касается только тех, кто ведет деятельность на рынках, лотках, предоставляет населению бытовые услуги. Все остальные виды деятельности, которые сюда не вписываются, по сути, являются нарушением. А это чревато лишением Свидетельства плательщика единого налога, перевод на общую систему и штрафы, которые будут насчитаны исходя из этой общей системы, а это примерно 41% со всего оборота.
Подытоживая, скажу, чтобы бизнес вывести из тени на самом деле нужно упрощать общий бизнес климат, минимизировать контакты с государством при ведении деятельности, убрать все ненужные проверки, перевести исключительно на рисковый подход проведения проверок, максимально уменьшить штрафы и оставить только самые простые, необходимо реформирование налоговой, чтоб она полностью стала сервисной службой, должна быть реальная борьба с контрабандой, чтобы в страну попадал товар легально и тогда вопросов к нему внутри страны не будет.
Текст подготовлен для сайта Объектив
Новини Харкова
22 ноября 2024
Форум «Економічне відновлення та розвиток»: ключові пропозиції, сформульовані учасниками
Новини Харкова
13 ноября 2024
«Створення культури партнерства»: підтримка малого бізнесу Харківщини та розвиток місцевих продуктів для міжнародного ринку
Новини Харкова
6 ноября 2024
Підсумки Форуму «Економічне відновлення та розвиток: консолідація зусиль громадянського суспільства, бізнесу і влади»
Новини України
22 ноября 2024
Форум «Економічне відновлення та розвиток»: ключові пропозиції, сформульовані учасниками
Ошибка!