НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА: ВСЕ, ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ БИЗНЕСУ

Новини України

25 июля 2016

НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА: ВСЕ, ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ БИЗНЕСУ

ФИНАНСОВАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ, ПРОМЕДЛЕНИЕ В НАЛОГОВОЙ РЕФОРМЕ И АГРЕССИВНАЯ ПОЛИТИКА ВЛАСТИ ПО ОТНОШЕНИЮ К БИЗНЕСУ — ДАЛЕКО НЕ ВСЕ ПРОБЛЕМЫ, ЗАТЯГИВАЮЩИЕ ПОЯС ВСЕ ТУЖЕ НА ШЕЕ УКРАИНСКИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ. НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ ДАВНО СТАЛИ ПРИТЧЕЙ ВО ЯЗЫЦЕХ. ЕСЛИ РАНЬШЕ ВОЗНИКАЛИ ВОПРОСЫ ТОЛЬКО КАСАТЕЛЬНО САМИХ ПРОВЕРОК, ТО В 2015-М ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ ОЗАДАЧЕНЫ БЫЛИ И МОРАТОРИЕМ НА ИХ ПРОВЕДЕНИЕ. В ТЕКУЩЕМ ГОДУ ИЗМЕНИЛИСЬ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ. ИТАК, ЧТО ЖЕ ПРИНЕС 2016 ГОД И КАК ПРОЙТИ ПРОВЕРКУ «БЕЗ СУЧКА БЕЗ ЗАДОРИНКИ» — РАЗБИРАЕМСЯ ДАЛЕЕ В СТАТЬЕ Однако, каждый вид проверок регулируется своим нормативно-правовым актом, который применяется при их проведении. Речь идет о: • постановлении КМУ «Об утверждении Порядка координации одновременного проведения плановых проверок (ревизий) контролирующими органами и органами государственного финансового контроля» от 23.10.2013 г. № 805; • постановлении КМУ «Об утверждении Перечня достаточных оснований, которые предоставляют налоговым органам право на проведение документальной внеплановой выездной проверки плательщика налога на добавленную стоимость для определения достоверности начисления бюджетного возмещения данного налога» от 27.12.2010 г. № 1238; • приказ Министерства финансов Украины «Об утверждении Порядка оформления результатов документальных проверок пo соблюдению налогового, валютного и другого законодательства налогоплательщика- ми — физическими лицами» от 14.03.2013 г. № 395; • приказ Министерства финансов Украины «Об утверждении Порядка оформления результатов документальных проверок пo соблюдению законодательства Украины по вопросам таможенного дела, налогового, валютного и другого законодательства налогоплательщиками — юридическими лицами и их обособленными подразделениями» от 20.08.2015 г. № 727. Объект проверки — хозяйствующий субъект, то есть предприятия, учреждения, организации, независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, а также физические лица — предприниматели и в некоторых случаях — физические лица, которые ведут деятельность, подлежащую лицензированию. «Цель налоговых проверок — контроль добросовестности налогоплательщика: правильно ли он определил размер налога, своевременно и в полном ли объеме уплатил его», — говорит руководитель Общественного совета при главном управлении ГФС в г. Киеве Ирина Нараевская. Проверки затрагивают большинство аспектов деятельности, в частности: • своевременность, достоверность и полноту начисления и уплаты налогов, сборов, платежей; • соблюдение установленных законом сроков проведения расчетов в иностранной валюте; • соблюдение порядка приема наличных, соблюдение субъектами хозяйствования установленных законодательством обязательных требований относительно обеспечения возможности расчетов за товары (услуги) с использованием электронных платежных средств, порядка проведения наличных расчетов за товары (услуги), проведение расчетных операций (порядка проведения наличных расчетов и применения регистраторов расчетных операций); • наличие лицензий на осуществление видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию согласно закону; • соблюдение исполнительными органами сельских, поселковых советов и советов объединенных территориальных общин порядка принятия и учета налогов и сборов от налогоплательщиков, своевременность и полнота перечисления указанных сумм в бюджет; • правомерность бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость. «Любая проверка налоговых служб — это контроль уплаты налогов и правильность ведения документации. Будь то налоговые документы или документы по сотрудничеству с наемными лицами. По ее результатам возможны штрафы для налогоплательщика и даже привлечения виновных лиц к ответственности», — рассказывает директор по развитию компании «Бобина» Леонид Шпаковский. При этом юрисконсульт адвокатского объединения «Национальная правовая палата» Надежда Рыбальченко обращает внимание предпринимателей на то, что согласно п. 3 р. II «Заключительные положения» Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» от 28.12.2014 г. № 71-VIII, в 2016 году ГФС Украины и ее территориальные органы проводят проверки предприятий, учреждений и организаций, физических лиц — предпринимателей с объемом до- хода до 20 млн грн за предыдущий календарный год исключительно при наличии одного из четырех нижеследующих оснований: 1) разрешения Кабинета Министров Украины; 2) заявления самого предприятия; 3) судебного решения; 4) в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса Украины. При этом указанное ограничение не распространяется: • с 1 января 2015 года на проверки субъектов хозяйствования, которые ввозят на таможенную территорию Украины и/или производят, и/либо реализуют подакцизные товары, на проверки соблюдения норм законодательства по вопросам наличия лицензий, полноты начисления и уплаты налога на доходы физических лиц, единого социального взноса, возмещения налога на добавленную стоимость; • с 1 июля 2015 года на проверки плательщиков единого налога второй и третьей (физлица-предприниматели) групп, кроме тех, которые осуществляют деятельность на рынках, продажу товаров в мелкорозничной торговой сети через средства передвижной сети, за исключением плательщиков единого налога, определенных п. 27 подраздела 10 р. XX «Переходные положения» НКУ, по вопросам соблюдения порядка применения регистраторов расчетных операций; • на предприятия, учреждения, организации и физических лиц — предпринимателей, у которых объем дохода за предыдущий календарный год составляет свыше 20 млн грн.              ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК Стоит отметить, что законодательством предусмотрены камеральные, документальные и фактические проверки.                         Документальная проверка — основной вид контроля, проводится как в помещении контролирующего органа (невыездная проверка), так и с выездом на предприятие. Такие проверки могут быть плановыми и вне- плановыми. Для каждого вида проверок установлен свой порядок. Камеральная проверка проводится должностными лицами в помещении контролирующего органа исключительно на основании данных, указанных в налоговых декларациях, данных системы электронного администрирования НДС, Единого реестра акцизных накладных и системы электронного администрирования реализации горючего. Проверка проводится без какого-либо специального решения руководителя контролирующего органа или направления на ее проведение. «При проведении камеральной проверки используются исключительно данные налоговой отчетности налогоплательщика. Согласия или присутствия проверяемого субъекта не требуется. Если в отчетности обнаружены несоответствия, расхождения или нарушения, налогоплательщику могут быть доначислены налоговые обязательства и применены штрафные санкции», — объясняет Ирина Нараевская. Существенный интерес для налогоплательщиков представляют документальные проверки, поскольку это самый распространенный и эффективный инструмент налоговика для выявления нарушений. «Говоря о налоговых проверках, обычно подразумевают именно документальные. Решение о проведении документальной проверки оформляется приказом руководителя органа ГФС. В ходе проверки орган ГФС дополнительно запрашивает документы, подтверждающие данные отчетности, в основном — первичные документы», — говорит Ирина Нараевская. Предметом документальной проверки являются своевременность, достоверность, полнота начисления и уплаты всех предусмотренных НКУ налогов и сборов, а также соблюдение валютного и другого законодательства, законодательства о заключении трудового договора, оформления трудовых отношений с работниками. При этом в соответствии с положения- ми НКУ, не является предметом документальной плановой проверки вопрос трансфертного ценообразования. Предприятие включают в план-график проверки на год в случае, если в результате анализа его деятельности выявлены определенные риски неуплаты налогов. Одним из таких рисков, в частности, является выплата дохода не резиденту, зарегистрированному в оффшорной зоне. «В план-график проведения документальных плановых проверок отбираются налогоплательщики, имеющие риск относительно неуплаты налогов и сборов, невыполнения другого законодательства, контроль за которым возложен на контролирующие органы. Периодичность проведения документальных плановых проверок налогоплателщиков определяется в зависимости от степени риска в деятельности таких налогоплательщиков: высокий, средний и незначительный. Налогоплательщики с незначительной степенью риска включаются в план- график не чаще чем раз в три календарных года, со средней — не чаще чем раз в два календарных года, с высокой — не чаще чем раз в календарный год», — объясняетпрезидент ассоциации частных работодателей Александр Чумак. Полный перечень критериев отбора предприятий для включения в план-график предусмотрен Порядком, утвержденным приказом Мини- стерства финансов Украины от 02.06.2015 г. № 524. «В ходе докумен- тальной налоговой проверки запрашивают, как правило, копии первич- ных документов, подтверждающих проведение тех или иных хозяй- ственных операций. Речь идет о договорах, расходных накладных, актах выполненных работ и т.д. Кроме того, при проверке могут быть изучены бухгалтерские документы: например, оборотно-сальдовые ведомости, акты сверок», — объясняет Ирина Нараевская. Перечень документов, на основании которых проверяющие делают выводы о наличии или от- сутствии нарушений, предусмотрен НКУ, но не является исчерпываю- щим. В частности, ст. 85 НКУ предусматривает право проверяющих получать от налогоплательщика копии первичных финансово-хозяйст- венных, бухгалтерских и других документов. То есть проверяемый субъект хозяйствования обязан предоставить любой запрашиваемый документ, будь он в бумажной или электронной форме. В то же время указанная статья устанавливает требования к содержанию таких доку- ментов: они должны свидетельствовать о сокрытии или занижении объектов налогообложения, неуплате налогов, сборов, платежей в бюджет, нарушении других требований законодательства, контроль за соблюдением которых возложен на органы ГФС. Следовательно, если проверяющий запрашивает документы, которые не могут подтвердить или опровергнуть какие-либо нарушения, налогоплательщик вправе отказать в предоставлении документов. Оригиналы документов могут быть предоставлены для осмотра, а вот изымать их разрешено только в рамках уголовного производства. «Право на проведение документальной плановой проверки налогоплательщика предоставляется лишь в случае, если ему не позднее чем за 10 календарных дней до дня проведения указанной проверки вручена под расписку или направлена заказным письмом с уведомлением о вручении копия приказа о проведении документальной плановой проверки и письменное уведомление с указанием даты начала проведения такой проверки», — говорит Александр Чумак. Для проведения внеплановой документальной проверки необходимо наличие оснований, исчерпывающий перечень которых установлен НКУ (п. 78.1 ст. 78 НКУ). Как правило, данным основанием служит наличие ин- формации о нарушениях налогоплательщиком действующего законода- тельства. Александр Чумак обращает внимание бизнеса на то, что документальная внеплановая проверка осуществляется при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: • получена налоговая информация, свидетельствующая о нарушении валютного и другого не урегулированного НКУ законодательства, при условии, если налогоплательщик не предоставит объяснения и документальные подтверждения на обязательный письменный запрос контролирующего органа, в котором указываются нарушения валютного и другого не урегулированного законодательства в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса; • не представлены в установленный законом срок налоговая декларация, расчеты, отчет о контролируемых операциях или документация по трансфертному ценообразованию, если их предоставление предусмотрено законом; • представлен контролирующему органу уточняющий расчет по со- ответствующему налогу за период, который проверялся контролирующим органом; • выявлена недостоверность данных, содержащихся в налоговых декларациях, поданных налогоплательщиком, если налогоплательщик не предоставит объяснения и их документальные подтверждения на письменный запрос контролирующего органа, в котором указаны выявленная недостоверность данных и соответствующая декларация, в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса; • предоставлены в установленном порядке контролирующему органу возражения к акту проверки или жалоба на принятое по ее результатам налоговое уведомление-решение, в которых требуется полный или частичный пересмотр результатов соответствующей проверки или отмена принятого по ее результатам налогового уведомления-решения в случае, когда налогоплательщик в своей жалобе (возражениях) ссылается на обстоятельства, которые не были исследованы в ходе проверки, и объективное их рассмотрение невозможно без проведения проверки; • начата процедура реорганизации юридического лица (кроме преобразования), прекращения юридического лица или предпринимательской деятельности физлица-предпринимателя, закрытия постоянного представительства или обособленного подразделения юридического лица, в т..ч. иностранной компании, организации, возбуждено производство по делу о признании банкротом налогоплательщика или подано за- явление о снятии с учета налогоплательщика; • предоставлена декларация, в которой заявлен к возмещению из бюджета НДС, при наличии оснований для проверки, определенных в р. V НКУ, и/или с отрицательным значением по налогу на добавленную стоимость, которое составляет более 100 тыс. грн; • относительно налогоплательщика подана жалоба; • не предоставлена налоговая накладная покупателю или продавцом товаров/услуг допущены ошибки при указании обязательных реквизитов налоговой накладной, предусмотренных п. 201.1 ст. 201 НКУ, и/или нарушены продавцом/покупателем предельные сроки регистрации в Едином реестре налоговых накладных налоговой накладной и/или расчета корректировки в случае не предоставления таким налогоплательщиком объяснений и документального подтверждения на письменный запрос контролирующего органа, в котором указывается информация из жалобы; • не предоставлена акцизная накладная покупателю или нарушен порядок заполнения и/или порядок регистрации акцизной накладной в случае не предоставления таким налогоплательщиком объяснений и документального подтверждения на письменный запрос контролирующего органа, в котором указывается информация из жалобы; • получено судебное решение суда (следственного судьи) о назначении проверки или постановление органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, следователя, прокурора, вынесенную ими согласно закону; • контролирующим органом высшего уровня в порядке контроля за действиями или бездеятельностью должностных лиц контролирующего органа низшего уровня осуществлена проверка документов обязательной отчетности налогоплательщика или материалов документальной проверки, проведенной контролирующим органом низшего уровня, и выявлено несоответствие выводов акта проверки требованиям законодательства или неполное выяснение в ходе проверки вопросов, которые должны быть выяснены во время проверки для вынесения объективного заключения относительно соблюдения налогоплательщиком требований законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы; • в случае получения информации об уклонении налоговым агентом от налогообложения выплаченной (начисленной) наемным лицам (в т.ч. без документального оформления) заработной платы, пассивных доходов, дополнительных благ, прочих выплат и возмещений, подлежащих налогообложению, в т..ч. в результате не заключения налогоплательщиком трудовых договоров с наемными лицами согласно закону, а также осуществление лицом хозяйственной деятельности без государственной регистрации. Данная проверка проводится исключительно по вопросам, ставшим основанием для проведения этой проверки; • в случае получения документально подтвержденной информации и данных, свидетельствующих о несоответствии условий контролируемой операции принципа «вытянутой руки» и/или установления несоответствия условий контролируемой операции принципа «вытянутой руки» в порядке, предусмотренном пп. 39.5.1.1 ст. 39 НКУ (принцип «вытянутой руки» является стандартом, согласно которому цены на сделки между взаимозависимыми лицами должны отражать условия, которые имели бы место между независимыми предприятиями); • не представлен или предоставлен с нарушением требований п. 39.4 ст. 39 НКУ отчет о контролируемых операциях и/или документации по трансфертному ценообразованию или в случае установления нарушений во время мониторинга данного отчета или документации в соответствии с требованиями п.п. 39.4 и 39.5 ст. 39 НКУ; • получен отчет о контролируемых операциях, отправленный налогоплательщиком в соответствии с п. 4 ст. 39 НКУ. В таком случае проверка проводится исключительно по вопросам контроля трансфертного ценообразования (объем контролируемых операций которых с одним контр- агентом превышает 5 млн грн., без учета налога на добавленную стоимость); • налогоплательщиком не представлен в установленный п. 3 ст. 50 НКУ срок, уточняющий расчет для исправления ошибок, выявленных по результатам электронной проверки, проведенной по заявлению налогоплательщика; • выявлены расхождения данных, содержащихся в зарегистрированных акцизных накладных/расчетах корректировки в Едином реестре акцизных накладных и декларациях акцизного налога, представ- ленных плательщиком акцизного налога, который реализует горючее. В таком случае налогоплательщика ждет внеплановая документальная проверка. Документальная выездная и невыездная проверки отличаются толь- ко местом их проведения. При выездных проверках проверяющий запрашивает и анализирует документы прямо на месте фактической деятельности предприятия. В случае невыездных проверок субъект хозяйствования получает запрос с перечнем необходимых документов, на основании которых проверяющий делает вывод о наличии или отсутствии нарушений. Документальную невыездную проверку осуществляют в случае принятия руководителем контролирующего органа решения о ее проведении и при наличии обстоятельств, определенных ст.ст. 77 и 78 НКУ, на основании налоговых деклараций (расчетов), финансовой, статистической и другой отчетности, регистров налогового и бухгалтерского учета, первичных документов, используемых в бухгалтерском и налоговом учете и связанных с начислением и уплатой налогов и сборов, а также полученных в установленном законодательством порядке контролирующим органом документов и налоговой информации, в т.ч. по результатам проверок других налогоплательщиков. «Присутствие налогоплательщика во время проведения документальной невыездной проверки не обязательно. Однако при наличии письменного обращения налогоплательщика вместо невыездной проверки может проводиться выездная», — разъясняет Ирина Нараевская. Порядок и сроки проведения проверок достаточно подробно урегулированы НКУ, а также подзаконными нормативно-правовыми актами Кабинета Министров Украины, которые незначительно дополняют данный Кодекс. До начала проверки налоговые органы обязательно должны предъявить следующие документы: 1) направление на проверку, которое должно быть подписано руководителем или заместителем руководителя фискального органа, скреплено печатью данного органа. В направлении на проверку обязательно должны быть указаны: дата выдачи, наименование фискального органа, реквизиты приказа о проведении проверки, наименование и реквизиты субъекта проверки или объекта, проверка которого проводится. А также: цель, вид (документальная плановая/внеплановая или фактическая проверка), основания для ее проведения, дата начала и длительность проверки, должность и фамилия лица, которое будет проводить проверку; 2) копию приказа на проведение проверки, который также должен быть подписан руководителем или заместителем руководителя фискального органа и скреплен печатью данного органа. А также в нем указываются: дата его выдачи, наименование фискального органа, наименование и реквизиты субъекта проверки или объекта, проверка которого проводится, цель, вид (документальная плановая/внеплановая или фактическая проверка), основания для ее проведения, период деятельности, который будет проверяться; 3) служебное удостоверение. «Обратите внимание, что данные проверяющих должны совпадать с данными, указанными в направлении на проверку. Поэтому внимательно изучайте те документы, которые предоставляют проверяющие. Если проверяющие откажутся предъявить один из вышеуказанных документов, это является законным основанием для не допуска их к проверке», — делится опытом Надежда Рыбальченко. И еще один вид проверки — фактический. Таковой считается проверка, которая проводится по месту фактического осуществления налогоплательщиком деятельности, расположения хозяйственных или других объектов права собственности данного плательщика. Такие проверки проводятся относительно соблюдения норм законодательства по вопросам: • регулирования оборота наличности; • порядка осуществления налогоплательщиками расчетных операций; • ведения кассовых операций; • наличия лицензий, патентов, свидетельств, в т.ч. относительно производства и оборота подакцизных товаров; • соблюдения работодателем законодательства касательно заключения трудового договора; • оформления трудовых отношений с работниками. Если фактическую проверку контролеры проводят по вопросам соблюдения порядка осуществления расчетных операций и/или ведения кассовых операций, то перед ее началом они уполномочены провести контрольную расчетную операцию (п. 80.4 НКУ). Отказ налогоплательщика от проведения фактической проверки при наличии законных оснований или не допуск проверяющих является основанием для наложения административного ареста на активы. ДОКУМЕНТЫ НА ПРОВЕРКУ Налогоплательщик не обязан предоставлять все документы о его хозяйственной деятельности. Так гласят нормы Налогового кодекса Украины. Для проверки предоставляют только документы, имеющие непосредственное отношение к предмету проверки и лишь за определенный период работы, или которые прямо предусмотрены НКУ. Порядок предоставления документов для проверки закреплен ст. 85 НКУ. «Предоставление информации и документов «в не проверочных» случаях регулируется ст. 73 НКУ. В обход этих норм контролирующие органы действовать не могут. Согласно ч. 2 ст. 19 Конституции Украины, органы государственной власти обязаны действовать лишь на основаниях, в пределах полномочий и в порядке, предусмотренных Конституцией и законами Украины», — говорит Ирина Нараевская. Перечень документов зависит от вида проверки. При камеральной проверке не требуют документы. Налогоплательщик подает их добро- вольно и в обычном порядке. Только при выявлении недостоверности данных в отчетности контролирующий орган имеет право обратиться к налогоплательщику с письменным запросом о предоставлении объяснений и подтверждающих документов. При документальной проверке проверять могут налоговые декларации (расчеты), финансовую, статистическую и другую отчетность, регистры налогового и бухгалтерского учета, первичные документы, которые используются в бухгалтерском и налоговом учете и связаны с начислением и уплатой налогов и сборов. При фактической — проверяют документы, подтверждающие рас- четные и кассовые операции, наличие лицензий, патентов, свидетельств, в т.ч. свидетельства о государственной регистрации, производстве и обороте подакцизных товаров, соблюдении законодательства относительно заключения трудовых договоров, оформления трудовых отношений с работниками (наемными лицами). «Документы, содержащие коммерческую тайну или являющиеся конфиденциальными, передаются отдельно с указанием должностного лица, получившего их. Передача таких документов для их осмотра, из- учения и их возврат оформляются актом в произвольной форме, который подписывают должностное лицо контролирующего органа и налогоплательщик (его представитель)», — рассказывает Александр Чумак. Изъятие оригиналов документов строго запрещено, если, конечно, такое разрешение не предусмотрено уголовным процессуальным законодательством. ПО ИТОГУ ПРОВЕРКИ В результате любой проверки налогоплательщик получает по почте акт, в котором описаны выявленные нарушения. На этом проверка считается оконченной. Далее, по истечении срока подачи возражений на акт проверки, орган ГФС выносит налоговое уведомление-решение, в котором указываются суммы недоимки и штрафных санкций к уплате. «По результатам проверки обязательно должен быть составлен или акт (при наличии нарушений налогового законодательства), или справка (при их отсутствии). Эти документы являются лишь фактом подтверждения проверки. В них же проверяющие обязаны детально описать все те документы, которые вы им предъявили во время проверки. Отсутствие описания какого-либо документа будет свидетельствовать только в вашу пользу. На протяжении десяти рабочих дней со дня вручения акта фи- скальный орган принимает и отправляет налоговое уведомление- решение. И именно оно будет свидетельствовать о том, что вы нарушили налоговое законодательство, за что будут применены соответствующие санкции. Налоговая инспекция не имеет права использовать акт проверки как основание для выводов по взаимоотношениям вас с вашими контр- агентами, если по результатам составления акта проверки она не вы- ставила налоговое уведомление-решение. И будьте внимательны с соблюдением сроков, если примете решение оспорить данное уведомление. Согласно ст. 56 НКУ, вы имеете право его оспорить в вышестоящем фискальном органе в течение 10 календарных дней, которые начинают отсчитываться со следующего после получения налогового уведомления-решения дня. Обратиться в суд можно на протяжении 3-х лет с момента получения уведомления-решения», — делится опытом Надежда Рыбальченко.  НАРУШЕНИЯ В ХОДЕ ПРОВЕРКИ «Во время проверки компетентные органы проверяют лишь тот пери- од деятельности и взаимоотношения с теми контрагентами, которые указаны в приказе. Кроме того, не имеют права изымать оригиналы первичных, финансово-хозяйственных, бухгалтерских и других документов, кроме случаев, предусмотренных уголовным процессуальным законодательством. Но надлежащим образом заверенные копии этих документов вы обязаны им предоставить (п. 4 ст. 85 НКУ), — говорит Надежда Рыбальченко. Копии документов передаются по описи, которую обязан подписать проверяющий. Если в ходе налоговой проверки были допущены нарушения действующего законодательства со стороны проверяющего (к примеру, изъяты оригиналы первичных документов), тогда действия проверяющего могут быть обжалованы в административном суде. Но такие случаи встречаются редко. Чаще права налогоплательщиков нарушают не в ходе проверки, а по ее результатам. «Неверные выводы проверяющих о нарушениях со стороны субъекта хозяйствования, изложенные в акте, служат основанием для принятия налоговых уведомлений-решений, которые обязывают налогоплательщика заплатить в бюджет доначисленные суммы на- логов и штрафных санкций. Именно уведомления-решения обжалуют чаще всего», — объясняет Ирина Нараевская. Существует два порядка обжалования: 1) административный и 2) судебный. В ходе административного обжалования налогоплательщик обращается в вышестоящие органы ГФС. Возражения налогоплательщика должны быть изложены в письменной форме и поданы в течение 5-ти рабочих дней со дня получения акта соответствующей проверки. Возражения рассматриваются контролирующим органом в течение 5-ти рабочих дней. Если налогоплательщик хочет присутствовать при рассмотрении своей жалобы, то он должен указать о своем желании в своем возражении. По результату рассмотрения возражений налогоплательщику направляется ответ. «В случае проведения проверки с нарушением норм законодательства действия инспекторов можно оспорить в вышестоящем контролирующим органе. Далее можно оспорить результаты проверки в судеб- ном порядке, а также о незаконных действиях инспекторов можно сообщить по телефону горячей линии», — рассказывает Александр Чумак. В суд за защитой своих прав можно обратиться сразу при получении уведомления-решения или по окончании процедуры административного обжалования в случае, если оно не было успешным. «Здесь лучше сыграть на опережение. То есть проверить «законность проверки». Для этого представителей проверяющего органа должно быть минимум двое. Они обязаны предъявить разрешение на проверку того или иного субъекта, расположенного в указанном месте. Второе: нужно получить акт о проверке, со всеми нарушениями и описанием этих нарушений. Вместе с тем ни в коем случае не выполнять незаконных просьб со стороны представителей проверки. И все, что было проведено незаконно, необходимо обжаловать в суде», — говорит Леонид Шпаковский. Обжалованию подлежат налоговые уведомления-решения, которые принимаются руководителем контролирующего органа на протяжении 10 рабочих дней со дня вручения налогоплательщику акта проверки, а при наличии возражений к акту проверки с учетом заключений о результатах рассмотрения таких возражений — на протяжении 3-х рабочих дней со дня предоставления письменного ответа налогоплательщика.

  • Другие Новини України

    «Мереф’янські мурахи» — волонтерська група, яку не зупинити

    Новини України

    12 августа 2022

    «Мереф’янські мурахи» — волонтерська група, яку не зупинити

    Звернення бізнесу до Президента щодо 10% збору на придбання валюти імпортерами

    Новини України

    11 августа 2022

    Звернення бізнесу до Президента щодо 10% збору на придбання валюти імпортерами

    Пропозиції Української Ради Бізнесу увійшли до Плану відновлення України

    Новини України

    11 августа 2022

    Пропозиції Української Ради Бізнесу увійшли до Плану відновлення України

    Последние записи блога

    «Мереф’янські мурахи» — волонтерська група, яку не зупинити

    Новини Харкова

    12 августа 2022

    «Мереф’янські мурахи» — волонтерська група, яку не зупинити

    Звернення бізнесу до Президента щодо 10% збору на придбання валюти імпортерами

    Новини України

    11 августа 2022

    Звернення бізнесу до Президента щодо 10% збору на придбання валюти імпортерами

    Пропозиції Української Ради Бізнесу увійшли до Плану відновлення України

    Новини України

    11 августа 2022

    Пропозиції Української Ради Бізнесу увійшли до Плану відновлення України

    Ошибка!